Чем личность отличается от индивидума?
Достаточно часто в ежедневном языке принято использовать понятие личности относительно человека, который или обладает какими-то талантами, выдающимися качествами, или показал себя в сфере собственной деятельности так ярко, что тогда молвят: «Вот это человек!
Вот это личность», «Какая мощная личность», «Известная личность». Звучит так, как будто бы не каждый человек может стать личностью. Но так ли это? Пятилетний мальчишка, который посещает детсад – уже личность? А повар, который уже 10 лет варит в школьной столовой обеды ребятам – личность? Для развенчивания подобных заблуждений стоит объяснить следующую цепочку понятий.
От человека к особенности
Психология – наука, в определённом смысле, верная. И в ней также есть свои законы, правила и структуры. Возможно, многие вопросы так и остаются спорными, но понятие личности имеет своё место и определение. Она не имеет способности идти на сто процентов раздельно от таких понятий, как: человек, индивидум, личность, особенность. Она находится в центре меж биологическим и соц.
Вот, рождается человек, как вид млекопитающих человек разумный, человек прямоходящий, обладающий высшей психологической функцией – сознанием. Во всех здоровых людей неразнообразное строение тела, одинаково работают системы организма, одинаково задана программка развития. Человек рождается индивидумом с его био и генетическими изюминками (отличающейся внешностью, параметрами роста, телосложения, изюминками развития мозговых функций и нервной системы). Индивидум делается личностью. Здесь ключевое слово становление. Это не значит, что малыш всего только индивидум. Его личность только формируется, и будет развиваться в течении всей грядущей жизни. Это будет процесс становления личности.
А наивысшая ступень её становления – это стать индивидуальностью (уникальность в отдельных свойствах, что делают её неподражаемой, возможно, единичной). Например, свойство в один миг читать стихи и решать математические примеры делают личность индивидуальностью. Личность – соц индивидум
Индивидум – субъект человеческой рода, био составляющая личности. Это означает, что хоть какой человек – индивидум. Все другие животные организмы нашего мира – особи. Хоть какой здоровый человеческая индивидум, имея руки – будет овладевать трудом, писать, заниматься творчеством. Имея ноги – ходить, бегать, заниматься, спортом, плясать. Владея языком, хоть какой индивидум обучится сказать, и петь. В индивидуме – вся био суть, которая через воздействие социума и историческую обстановку, трансформируется и имеет воздействие на личность.
А личность – это включённый в соц сотрудничество, общение, деятельность, индивидум. Существует несколько дюжина определений личности наших российских и западных психологов (С. Рубинштейна, В. Мясищева, А. Леонтьева, А. Маслоу, К. Роджерса, З. Фрейда, Фромма и др.). И они все по собственной сущности верны и не противоречат друг дружке, стоит только полистать хоть какой учебник по психологии и теориям личности.
Базу личности составляют: Я-концепция (я-образ) и самооценка, актуальные ценностные ориентации, сфера мотивации, социальные дела и установки. Это, собственного рода, ядро, которое определяет саму структуру личности (характер, характер, возможности, эмоционально-волевая сфера). Личность не считая этого есть носителем всех психологических функций и производителем особой социальной активности – деятельности и творчества.
Единство био и общественного в личности
Для наглядности: воздействие био составляющей на соц сотрудничество личности. Как мы знаем, что леворукость – это личностная изюминка человека, обусловленная таким нейрофизиологическим предпосылкой (на самом деле, биологическим, никак не соц), как преобладание правого полушария. И без такого же как мы знаем, что левши имеют свои психологические изюминки восприятия, проигрывания символов и пространственной ориентации. Вследствие этого соц адаптация усложняется, так как все устройства и предметы бытового использования вычислены на правшей. Это соц сторона данного вопроса.
Все индивидные особенности, так или по другому, действуют и определяют формирование личности. А интенсивность и актуальность проявления био находится в зависимости от воздействия социальной обстановке. Соотношение био и общественного в личности определяет её структуру, более детализированную занес предложение К. Платонов:
- Био уровень, то, с чем человек рождается (изюминке нервной системы, пол, конституция тела).
- Психологический уровень восприятия и отражения мира (с помощью восприятия, внимания, мышления, памяти, речи).
- Соц уровень приобретенного опыта (познания, умения, способности, привычки).
- Уровень направленности личности (миропонимание, убеждение, самооценка, мотивация, ценностные ориентации, характер).
По каким законам начинается личность: биологическим или соц? Существует вывод о спонтанном развитии личности, где соотношение этих 2-ух категорий не учитывается, так как личность начинается из всего, что в неё закладывается природой или социальной обстановкой. Приверженцы био принципа развития личности сводят развитие всего психологического к законам биологии, не считая того к тем, каковые раскрывались, изучая животных.
Существует пользующийся популярностью биогенетической закон рекапитуляции, где развитие определенного индивидума в общем повторяет эволюционное развитие человеческой вида. А социальные правила развития личности делают упор на главном воздействии различных соц институтов (от семьи и воспитания до воздействия образовательных учреждений).
Посреди всего контраста подходов, важно осознавать, что человек рождается, как индивидум (био вид) и, как соц существо – он ещё не сформирован и не развит. Ясно, что воздействие общества и исторической ситуации, в какой он появился, постоянно будет на него повлиять и создавать личность уже с учётом этих воздействий. Но био развитие индивидума на всех возрастных шагах будет фундаментом психологического развития.